Искусство верховой езды

Говорят, что в стародавние времена воины-самураи всех рангов почитали стрельбу из лука и верховую езду важнейшими из всех искусств боя. Воины нынешние предпочитают совершенствоваться в технике боя на мечах и метании копья, считая их главными для самурая, однако умение ездить верхом представляется чрезвычайно важным и в наши дни. Что касается других боевых искусств, таких, как стрельба из лука, стрельба из кремневого ружья, приёмы мгновенного обнажения меча и рукопашного боя - дзю-дзюцу, то молодые воины должны совершенствоваться и в них - утром и вечером, день за днём, месяц за месяцем, год за годом. Помните о том, что в старости вам ни за что не удастся научиться тому, чему вы не научились в молодые годы, как бы вам того не хотелось. Воинам низшего ранга подобает наилучшим образом освоить искусство езды верхом так, чтобы могли они оседлать любую лошадь, даже самую норовистую и необъезженную. И вот почему. Смирные и послушливые верховые лошади крайне редки, а если они и есть, то под седлом у великих воинов, а не на коновязи воинов низших рангов. Но тот, кто достиг совершенства в искусстве верховой езды, определит хорошую верховую лошадь даже тогда, когда она не объезжена и дичится людей, и купит её по сходной цене. Хорошая лошадь стоит дорого, а искусный наездник приобретёт себе лучшую, потратив значительно меньше денег, чем мог бы себе позволить.

История самураев в гравюрах

Вообще-то говоря, судить о статности лошади или же оценивать её масть уместно воинам высших рангов, а рядовому воину не пристало отказываться от хорошего скакуна только из-за цвета его шерсти. Как только воин убедится, что лошадь резва и будет хороша под седлом, ему стоит приобрести её без долгих размышлений. Много лет тому назад жил великий самурай по имени Какугандзи, огнем и мечом утверждавший власть клана Му-раками в провинции Син. Под его началом было триста воинов-всадников, были среди них и искусные лучники. Какуган-дзи завёл порядок покупать у табунщиков таких лошадей, от которых отказывались обычные покупатели, например, из-за неподходящей масти. Великий самурай обучал своих воинов не на скаковом кругу, а в чистом поле. Так день за днём и месяц за месяцем выезжал он за крепостные ворота замка во главе отряда своего из пятидесяти или ста всадников. Самурай пускал своего благородного скакуна в галоп, а за ним и весь отряд, -так продолжалось с утра и до позднего вечера. Они скакали по равнине, по горам и по долам. Казалось, что всадники молнией бросаются вниз, чтобы затем взлететь вверх быстрее молнии - это великий Какугандзи учил их запрыгивать в седло и соскакивать с лошади на ходу. Слава о всадниках-самураях разошлась по всем провинциям, и не было воинов, которые превзошли бы их в искусстве верховой езды.

Вот почему даже воинственный клан Такеда из провинции Каи остерегался такого грозного противника, каким был самурай Какугандзи из провинции Син. И всё это благодаря воинской выучке его воинов-всадников, достигших совершенства в искусстве верховой езды. И вот что я скажу в назидание молодым и неопытным воинам, будущим великолепным наездникам и грозным воителям: помните о том, что в соответствии с традициями, боевому коню надлежит быть несколько выше в холке, чем обычной тягловой лошади, должен он быть с головой средних размеров и не особенно широким крупом. Тем не менее, воину низшего ранга, не имеющему возможности приобрести и содержать наилучшую лошадь, желательно иметь боевого коня крупных размеров - высокого в холке, с головой настолько большой, насколько это возможно, и с настолько гладким крупом, насколько бывает среди лошадей. Портит лошадь тот, кто, желая придать её поступи широту, вытягивает сухожилия на ногах её или подрезает сухожилие на хвосте, чтобы не поднимала она его.

Такое происходит только в том случае, если самурай как следует не знает "Пути воина". И вот почему. Не следует растягивать сухожилия на ногах боевого скакуна, ибо природа позаботилась о том, чтобы сухожилия растягивались сами собой во время долгих путешествий, подъёмов и спусков с горы, а также и тогда, когда вы переправляетесь на другой берег реки или широкого ручья. Если же опрометчиво подрезали вы хвостовое сухожилие, будьте готовы к тому, что ременной подхвостник соскользнёт и подпруга ослабнет, когда будете вы перебираться на другую сторону лощины или другой берег реки. Не забывайте и о том, что лошадь с широким крупом и навьюченным на неё снаряжением не пройдёт узкой горной тропой.

И вот два отношения к верному скакуну - хорошее и плохое. Для тяжеловооружённых воинов-самураев минувших лет боевые лошади требовались, прежде всего, для передвижения и манёвра. У них лошадь заменяла собственные две ноги. Бывало и так, что в кровавом бою лошади бывали ранены или даже убиты. Самураи жалели верных и преданных животных, выводили запалённых скакунов - давали им остыть, чистили их скребницами, вдосталь поили и сытно кормили. В наше время некоторые пополняют конюшни во время отлова диких лошадей, покупая их по сходной цене у табунщиков, или берут молодых жеребят у крестьян и отдают объездчикам, чтобы потом перепродать за большие деньги. Так поступают торговцы и купцы, а если будут барышничать ещё и воины, то это ещё хуже, нежели не интересоваться лошадьми вообще.

Тайра Шигесуке, "Путь Воина"     

© Кодекс Самурая