О чести и славе

Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год воину, идущему "Путём самурая", надлежит изучать хроники прошлых лет, дабы укрепить боевой дух, ожесточить сердце и проникнуться мыслью о бренности всего сущего на земле. В манускриптах и хрониках "Коегункан", "Но-бунагаки", "Тайкёки" и других, повествующих о великих подвигах самураев, поведал летописец изумлённому миру о том, сколь много славных воинов сложили свои головы во славу своего господина, и поимённо назвал тех, кто свершил воистину великие дела. Среди сотен и тысяч павших были и самураи высшего ранга, но не названы их имена в старинных летописях потому, что не довелось им свершить великих подвигов.

Самурай - старая японская гравюра

Однако же не изумляйтесь, встретив здесь великое множество имён воинов низшего ранга, ибо не знатностью и богатством, а жертвенностью и беззаветной отвагой на поле брани прославили они и себя, и свой клан на веки веков. Мёртвые сраму не имут, и кровь великого героя, пронзённого мечом, одинакова по цвету с кровью воина слабого и малодушного; однако же, есть отличия между принявшими смерть доблестно и теми, кто, празднуя труса, сгинул без славы для себя и без пользы для господина своего. Тому, кто постиг величие подвига во исполнение долга воина, подобает сказать себе: "Раз уж суждено мне сложить голову на поле брани и принять смерть, пусть будет она геройской, пусть будет она такой, чтобы содрогнулись враги и воспылали ненавистью к ним друзья, пусть будет она такой, чтобы оплакивали меня друзья, родители и господин мой, чтобы с гордостью произносили моё имя и потомки мои до десятого колена...".

Сколь позорна и унизительна смерть воина, о котором с презрением говорят - трус. Плох тот воин, кто плетётся сзади, чтобы быть первым, если случится отступить. Плох тот, кто при штурме крепости или осаде замка, кланяется стрелам и прячется за спинами товарищей, как за живым щитом. Бесславен конец малодушного и трусливого, когда сраженный случайной стрелой и получивший лёгкое ранение, сразу валится он на землю и подыхает, как собака, затоптанный своими же союзниками. Трус, расстающийся с жизнью, как с самым ценным своим достоянием, не достоин сожаления, а только презрения, - и нет ничего более позорного для воина и печального для его семьи, чем такая бесславная смерть.

И вот что я скажу: думайте об этом изо дня в день, дабы укрепить боевой дух и проникнуться мыслью о славной смерти, как награде за достойную жизнь.

Тайра Шигесуке, "Путь Воина"     

© Кодекс Самурая