О правильных и неправильных поступках

Так было, так и будет, ибо должно воину уметь выбирать мелоду правильным и неправильным, стремиться к правильному и избегать неправильного, ибо путь воина - это путь жизни, с которого ему не свернуть до последнего дня своего. Поступать правильно или неправильно - значит выбирать мелоду добром и злом. Правильное есть добро, неправильное есть зло. Обычный человек понимает разницу мелоду добром и злом, правильным и неправильным, но из лености и равнодушия он подчас не утруждает себя правильными поступками, ибо не стремится к добру. Пагубное стремление к неправильным деяниям и опрометчивым поступкам - к праздности, лености, чревоугодию или сладострастию - заложено в самой природе человеческой; вот почему и стремится он к тому, что веселит душу и горячит кровь, а праведные деяния и взвешенные поступки кажутся ему утомительными и ненужными.

Нужно ли вообще говорить о тех, кто слабоумен настолько, что не в состоянии различить чёрного и белого и выбрать между добром и злом? Стоит только решить, что правильно, а что неправильно, как откроется вам истина, и вы сразу лее поймёте, что пристало, а что не пристало совершать рыцарю. Вот в чём кроется главная причина многих неприятностей и бед современников, ибо не ведают они, что творят, выбирая зло вместо добра. Вот в чём незрелость нынешнего поколения, а корень её в недостатке прочности человеческого духа. Недостаток прочности звучит несколько извинительно, однако лее, каждый легко убедится в том, что всё происходит от трусости людской.

Вот почему и должно воину-самураю остерегаться поступков неправильных, следуя по пути праведности и долга. И вот три способа, как поступать правильно, выбирая добро. Вот вы отправляетесь в дальнюю дорогу со своим знакомым. Допустим, есть у него 100 мер золота, и желает он оставить богатство своё в вашем доме до своего возвращения, ибо боится быть ограбленным в пути. Вы берёте золото и прячете его подальше от нескромных глаз - в надёжном месте, где никто его не сможет найти. Допустим, ваш знакомый погибает в пути - умирает от пищевого отравления или удара. Никому не известно, что 100 мер золота его лежат в доме вашем - в тайном и надёжном месте. Никто не знает, что оно у вас.

Опечаленный тяжёлой утратой, вы стараетесь как можно скорее известить родственников покойного о случившемся с ним несчастье и, отложив дела свои, стремитесь побыстрее передать золото его семье. Каждый справедливо скажет о вас, что вы поступили правильно. Допустим, этот человек не был вашим другом или даже хорошим знакомым, а просто случайным попутчиком. Вот он погибает в пути, а о золоте, которое он оставил в доме вашем, не знает никто -ни одна живая душа, никто не станет задавать вам никаких вопросов. Допустим, вы оказались в стеснённых обстоятельствах, и всё произошедшее весьма кстати для вас, и думаете вы, что вам сказочно повезло. Так почему бы и не промолчать об этом?

Если вы содрогнулись, осознав, насколько бесчестные раздумья посещают вас, если выбросили вы дурные намерения из головы вашей и возвратили золото законным наследникам, каждый справедливо скажет о вас, что поступили вы правильно, устыдившись неправедных мыслей. Допустим, кто-то из ваших домочадцев - жена, дети или слуги - знают о золоте, и вы возвращаете его законным наследникам, опасаясь, что кто-нибудь из домочадцев замыслит недоброе, опозорив род ваш и честь вашу. Итак, вы возвращаете золото из чувства стыда за домашних и из опасения огласки и возможных последствий дурного поступка. Каждый справедливо скажет о вас, что вы поступили правильно, устыдившись возможности неправедного поступка со стороны домочадцев - из стыда перед другими. И вот вопрос: что бы вы делали, если бы об этом не знала ни одна живая душа? Усомнившись в необходимости вернуть чужое золото далее на одно короткое мгновение, признайтесь самому себе, что вы не тот человек, кто знает, что такое правильно и что такое неправильно.

И вот природа правильного поступка: вначале человеком движет страх - каждый боится потерять уважение близких и преданных ему людей; страх удерживает человека от дурных поступков, и он вынужден совершать поступки хорошие, боясь вызвать осуждение окружающих и наказание дурного поступка обществом. Поступая таким образом, вы вырабатываете привычку к поступкам правильным. В конце концов, вы воспитываете в себе стремление к правильным поступкам и отвращение к поступкам неправильным.

Что же касается доблести и чести воина, то рождённый смелым не боится свиста стрел и лязга мечей, отважный самурай не опасается за жизнь свою, ибо хранят его воинское мастерство, чувство долга и верность присяге. Воин, идущий в атаку на врага, прекрасен в своем порыве, ибо движут им боевой дух и жажда битвы. Но есть среди них и другие. Тот, кто медлителен и нерасторопен, тоже поднимается в атаку и идёт на врага в одном ряду с воином смелым и бесстрашным, хотя колени его дрожат, а сердце колотится от страха. Воин опасливый и трепещущий прекрасно осознаёт, что товарищи увидят его трусость и жестоко осмеют малодушие. День ото дня, от боя к бою, от схватки к схватке, от сражения к сражению такой воин закаляет свой дух и рано или поздно свыкается с опасностью, хотя и не наделён он смелостью от рождения.

Он уступает храбрецу, награждённому смелостью самой природой, однако и малодушный может стать настоящим рыцарем-самураем, если сумеет преодолеть страх свой. Итак, когда речь заходит о правильных и неправильных поступках, о смелостыда. Поступая неправильно и совершенно не заботясь о том, что скажут по этому поводу другие люди, струсив или же смалодушничав, совершенно не волнуясь, что окружающие осудят мягкотелость вашу и бесхарактерность вашу или же поднимут на смех,- помните, если незнакомо вам чувство жгучего стыда, то нет ничего другого в этом мире и под этим солнцем, что могло бы научить вас выбирать между добром и злом. И вот что я скажу в назидание молодым воинам: стыдитесь трусости, стыдитесь жадности, стыдитесь малодушия - и вы научитесь отличать праведное от неправедного и пойдёте дорогой добра.

Тайра Шигесуке, "Путь Воина"     

© Кодекс Самурая