О монахах-воителях

С древних времён в Японии существовала традиция монахов-воителей. И вот что я скажу: между монахами и воинами-наёмниками действительно было много общего. Так, рядовые послушники монастырей и своего рода "семинаристы" школ Дзэн были сопоставимы по своему статусу и обученности с рядовыми воинами, пользуясь современной терминологией, - пехотой или бойцами вспомогательных частей. Монашествующие, занимавшие в религиозной общине более высокий ранг, по своему статусу соответствовали младшему командному составу - десятникам, командирам охранных отрядов пехотинцев-самураев и так далее.

"...Дав обет вести аскетический образ жизни и приняв постриг, облачившись в монашеские одеяния, приняв знаки религиозной власти, они и сегодня зовутся "Старшими" или "Мастерами...", - говорится в древней летописи. Монахи высокого ранга соответствовали воинам-самураям, имевшим право на ношение символов власти, собственного герба, штандарта и прочих знаков отличия, и командовавшим подразделениями пехотинцев или отрядами лучников. Что же касается обучения монахов и самураев, то "Путь Будды" представляется если и не предпочтительнее, то куда как продолжительнее, нежели чем "Путь Воина". Поясню на примере: каждый буддийский монах имел собственного учителя-наставника; покидая его, монашествующий отправлялся в долгое странствие по стране, посещая знаменитые монастыри и отдалённые обители в горах и встречая на своём "пути обращения" множество образованнейших людей своего времени - преимущественно из религиозной среды. Главной целью многих лет странствий оставалось самосовершенствование, учёба и постижение таинств Дзэн. Проходя долгий путь от послушника к монашествующему более высокого ранга в монастырской иерархии, даже становясь "Мастером", настоятелем храма или монастыря, монах-аскет продолжал учиться до последнего дня жизни своей в ожидании Воплощения Будды на грешной земле.

Было бы в высшей степени желательно, чтобы и воины учились боевым искусствам всю свою жизнь, проходя столь же долгий путь становления и обучения от новобранцев до рыцарей-самураев. Однако же случается и так, что даже рядовые воины, не облечённые доверием господина и не имеющие званий и чинов, получают денежное содержание и стоят на довольствии, даже не занимаясь выполнением своих профессиональных обязанностей, а, попросту говоря, бездельничают или отлынивают от воинской службы. Есть у бездельников крыша над головой, которая укроет их в непогоду, есть котел, в котором варится рис. Они ни в чём не испытывают недостатка, многие из них, даже недостаточно пожив, завели себе молодых жён, имеют детей. Таким некогда заниматься боевыми искусствами и постижением "Бусидо". Главное их занятие - найти укромный уголок для послеобеденного сна, главные их дела настолько далеки от дел воинских, что просто уму непостижимо, почему эти бездельники и лодыри считаются самураями.

Попусту тратя драгоценное время, в праздности и невежестве проводят они день за днём, год за годом, месяц за месяцем. И вот уже многие из них поседели и начали лысеть. Так они и живут, достигая почтенного возраста и получая "заслуженный" статус ветерана. Бывает, что господин отправляет их с поручением, и они кое-как справляются с ним, благодаря опытным воинам, но, когда господин посылает их в отдалённые провинции, они непременно терпят неудачу, беспомощные и растерянные. Собираясь в дорогу, они получают советы и рекомендации опытных и достойных людей или своих предшественников, заимствуют у них руководство по протоколу и прочие наставления - так что даже если им и удаётся выполнить поручение господина, то это ни в коем случае не их заслуга, а тех, кто положил долгие годы на изучение дипломатии, делопроизводства и прочих наук и искусств, знание которых обязательно для образованного и достойного воина.

И вот что я скажу в заключение и в назидание молодым воинам, мечтающим о подвигах и славе на пути воина: леность и праздность - постыдный путь, которым не пристало идти настоящему самураю.

Тайра Шигесуке, "Путь Воина"     

© Кодекс Самурая